24-info.info

Портал о самом удивительном и интересном в мире.



5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть

Раздел: ИНТЕРЕСНОЕ Просмотров: 386 Дата публикации: 22-06-2013, 14:24

В этом году в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля 16 лент, из них три — российские. Впрочем, конкурс всегда на ММКФ — самое слабое место, сколько бы ни пытались нам объяснить прелести того или иного фильма. Иногда сюда отдают свои новые фильмы старые именитые друзья Никиты Михалкова, вышедшие в тираж на мировой арене, — вроде Иштвана Сабо или братьев Тавиани. Обычно они под конец получают какую-нибудь премию, и все расходятся довольными.

 

Понимая, что конкурсу ММКФ никогда не стать престижным, и отбирая в него ленты третьего ряда по всему миру (некоторые из них, впрочем, порой оказываются очень качественными), отборщики фестиваля из года в год умудряются собирать сверхкачественные параллельные программы. «8 1/2 фильмов», собранная Петром Шепотинником, обычно представляет лучшие фильмы самых престижных фестивалей, программа документального кино «Свободная мысль» знакомит с наиболее заметными мировыми направлениями в области документалистики. Ну и, разумеется, ретроспективы — то, чем обычно славен ММКФ. Словом, если принять правила игры и сделать вид, что да, наш конкурс необычайно важен, но в глубине души уповать на совершенно иные радости, все складывается более чем неплохо.

Для тех, кто относится к московскому киносмотру именно так, мы отобрали пять самых интересных фильмов ММКФ.



«Роль»

5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть

Режиссер: Константин Лопушанский
Основной конкурс

История создания этого фильма насчитывает более трех десятилетий. Началась она, когда Лопушанский был еще начинающим и слишком амбициозным режиссером. Настолько амбициозным, что взялся вдоль и поперек переписывать сценарий, написанный специально для него маститым уже на тот момент драматургом Павлом Финном. Что из этого вышло? Финн смертельно обиделся на Лопушанского, а Госкино выбросило сценарий в корзину. Молодого режиссера обнадежил лишь тот факт, что сценарий был положен на полку в один день с новой лентой Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Через двадцать лет Лопушанский вернулся к злополучному сценарию и опубликовал его в журнале «Искусство кино» под двумя фамилиями — своей и Финна. Многие тогда сочли, что сценарий написан по произведениям Андрея Платонова, но на деле это лишь удачная под него стилизация. Впрочем, тогда опять не удалось запуститься с фильмом. Только два года назад наконец-то начались съемки. Картина — об актере, проживающем по сути три жизни, о том, где таится секрет актерства и в каких плоскостях лежит природа искусства перевоплощения. В главной роли — Максим Суханов.

 



Трилогия «Рай»

5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть

Режиссер: Ульрих Зайдль
Программа «В раю Ульриха Зайдля»

Один из самых смелых и актуальных европейских режиссеров, австриец Ульрих Зайдль объединил в своей трилогии три, по его разумению, ипостаси рая — любовь, веру и надежду. Три части трилогии — «Рай. Любовь», «Рай. Вера» и «Рай. Надежда» — встряхнули три подряд крупнейших кинофестиваля: Канны, Венецию и Берлин. Трилогия рассказывает о поисках того самого рая тремя женщинами-родственницами — немолодой толстой австрийкой на кенийском курорте в обществе мускулистых неутомимых аборигенов («Любовь»), ее сестрой — религиозной фанатичкой («Вера») и ее дочерью-подростком с избыточным весом в специальном лагере для тучных детей («Надежда»). Если совсем коротко, то окончательный смысл всей трилогии в том, что ни любви, ни веры, ни надежды на этом свете нет. Есть лишь наши представления о них, в той или иной степени отягощенные нашим собственным опытом. Жесткие и идеально (особенно первая часть) выстроенные фильмы-памфлеты балансируют на грани с документалистикой — настолько органично Зайдль плетет историю и настолько органично актеры следуют режиссерской концепции.



«Вуди Аллен»

5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть

Режиссер: Роберт Б. Уайде
Программа «Свободная мысль»

История создания этого фильма достаточно примечательна и говорит о его авторе столько же, сколько и о герое. В течение 25 (!) лет Уайде преследовал Вуди Аллена с просьбой разрешить ему снять о нем фильм. 25 (!) лет Вуди Аллен не давал согласия. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. Великая битва слона с китом. Война Алой и Белой роз. Наконец непобедимый Вуди сдался, и победитель полтора года снимал чуть ли не каждую минуту его жизни. Потом смонтировал — и получился фильм про абсолютно счастливого человека. Про художника в том смысле, в каком вообще Природа задумала художников, — свободного, независимого, увлеченного и с тридцатого этажа плюющего на то, что о нем скажут. Он хочет снимать — снимает, не думая ни про гонорары, ни про кассовые сборы, ни про фестивальную судьбу. Он хочет учиться играть на кларнете — и ради этого пропускает церемонию «Оскара», ему не до нее. Он женится на собственной падчерице, не обращая внимания на обвинения в педофилии. Он не боится самоповторов, потому что только по-настоящему свободный и независимый художник имеет право и даже обязан не помнить того, что он уже сделал.



«Вечное возвращение»

5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть

Режиссер: Кира Муратова
Российские программы

Как-то Фридрих Ницше сидел в тени пирамидальной скалы в тихом местечке швейцарских Альп. Он безмятежно смотрел ввысь, когда вдруг его озарила простая, веселая и страшная мысль: все это уже было и все это еще будет. Время в его бесконечном течении должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Эту мысль он впоследствии сформулировал как «высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута». Кира Муратова не лукавит и не делает вид, что ничего не слышала про ницшеанскую теорию вечного возвращения. Гениальный режиссер, она лишь применила эту теорию к своему собственному вИдению мира и его, мира, цикличности. Ее новая картина – мистификация, игра в сказку, набор сюжетов, связанных единым ритуальным ходом, когда вся странная история оказывается кинопробами к фильму, который так и не успел начать некий только что скончавшийся режиссер. Художественный прием, на котором строится вся стилистика Муратовой, — прием повторов, — здесь как нигде к месту. Вечное возвращение — оно не только в отсылах к Ницше. Оно и в вечности сюжетов, которые со времен австралопитеков не слишком меняются. Оно и в старом, как сам мир, секрете творчества, возникающем словно из ничего и снова погибающем. И опять целый букет муратовских звезд: Рената Литвинова, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и масса созвездий уже ставших фирменными муратовскими «не-актеров».



«Распутин»

5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть

Режиссер: Ираклий Квирикадзе
Фильм закрытия

Этот фильм оброс таким количеством загадок, что не упомянуть о нем было бы по меньшей мере непрофессионально – в конце концов никто не обещал писать тут лишь о художественных удачах. Но «Распутин» стоит особняком. И главная загадка здесь: каким образом фильм французского режиссера Жозе Дайян на наших широтах обрел в титрах другую фамилию режиссера — Ираклий Квирикадзе? Говорят, он его сильно перемонтировал. Ну ладно. Допустим, перемонтировал, но разве монтаж и даже перемонтаж — это повод менять фамилию режиссера в титрах? И можно ли перемонтировать до такой степени, чтобы убогая во всех смыслах работа вдруг обрела черты художественного произведения? Да еще такого, что им не стыдно будет закрыть крупный и престижный кинофестиваль, каковым позиционируют свое детище организаторы. Отметим также, что впервые за долгую историю ММКФ фильмом закрытия мы имеем телевизионный продукт. Впрочем, в этой ситуации точнее будет сказать, что не мы его, а он нас имеет. Выдержать полуторачасовое зрелище говорящих голов, пусть это даже головы Жерара Депардье, Владимира Машкова, Фанни Ардан, — сродни подвигу. И примирить с необходимостью совершать подвиг в мирное время не может даже уморительный Депардье, которого камера даже стесняется снимать ниже груди, дабы безрамерный живот зрителю в глаза не лез. Поскольку Депардье теперь зачислен в когорту российских актеров (кстати, долго ли нам ждать, пока его сделают секретарем Союза кинематографистов РФ?!) с мордовской пропиской и близких друзей Самого Главного Кинозрителя, то надо думать, что занять столь почетное место в фестивальной табели о рангах «Распутину» довелось не случайно.


^Наверх

Рекомендуем к просмотру:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем, этим самым Вы избавите себя от рекламы на сайте.
Добавить отзыв
Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично
 

Вопрос: 2+2= (писать числом)



При использовании материалов сайта обязательна индексируемая активная ссылка 24-info.info
Карта сайта